Самый веселый и шумный праздник в России – Масленица, традиции которой уходят в глубокую старину, может поспорить по популярности даже с новогодними торжествами. Это особая неделя в конце февраля – начале марта, почитаемая еще в дохристианской Руси. Отголоски языческих обрядов живы и по сей день, несмотря на старания Русской Православной Церкви предать их забвению. Повинуясь зову крови, потомки древних славян и сейчас любят отмечать Масленицу, превратившуюся из мистического праздника в веселые народные гуляния, посвященные символической встрече весны.
Есть несколько версий появления Масленицы. По одной из них, у язычников существовал бог Кома. Его изображали в медвежьем облике. Поэтому не было случайностью то, что праздник в честь этого божества проходил за неделю до Весеннего Равноденствия. Пробуждение медведя от зимней спячки означало скорый приход теплых дней. Славяне старались угодить богу и в знак уважения относили блины в лес. Отсюда пошло выражение “первый блин комАм,”, то есть медведям. В наши дни эта фраза имеет другое значение и написание.
Есть также мнение, что масленичная неделя была временем поминовения усопших. В эти дни пекли особенные круглые лепешки, которые были главной составляющей поминального обеда. Когда поминки превратились в разудалые народные гулянья, точно неизвестно. Но в течение нескольких последних веков традиции празднования Масленицы связаны с культом солнца и означают проводы зимы.
Главное небесное светило всегда было предметом поклонения у многих народов, Славянские племена не стали исключением. От количества солнечных дней и выпавших осадков зависел урожай зерновых – основного источника пищи крестьян. С верховным божеством, которым считали Солнце, связывали пробуждение природы после долгой зимы, ему возносили молитвы и почитали как небесного отца.
Блины были своеобразным жертвоприношением светилу, от которого ждали благосклонности во всех делах, особенно в хозяйственных.
А масленичными эти дни называют потому, что за неделю до Великого поста, когда проходят проводы зимы, мясо есть уже нельзя, а молочные продукты, включая сыры и масло, еще можно. Именно поэтому праздничная неделя также известна, как мясопустная или сырная.
Узкая Масленица – подготовка к проводам зимы
В народных традициях Масленица имеет много имен. Ее иногда называют неделей молодоженов. Это связано с тем, что в сырную неделю большое внимание уделялось налаживанию семейных связей, особенно если пара поженилась недавно. Родственники с обеих сторон ходили друг другу в гости. А молодых заставляли участвовать в различных старинных обрядах в присутствии всех жителей деревни.
Традиционную встречу весны еще называют веселой, разудалой, но чаще всего широкой. Однако сегодня мало кто знает, что это определение относится только к последним 4 дням праздника. Ведь основные масленичные гулянья начинаются в четверг, которому предшествует особая подготовка, известная в народе как Узкая Масленица.
Обычай давать свое название каждому дню мясопустной недели сохранился до сих пор. Подготовительными днями к проводам зимы принято считать понедельник, получивший название “Встреча”, вторник, известный как “Заигрыши”, и Среду – “Лакомку”.
Первый день – “Встреча”
Традиция праздновать встречу Масленицы в понедельник предполагала, что уже с субботы в доме должно быть все готово к предстоящим торжествам. Дворы украшали флажками и яркими лентами. В субботу дети собирали все лапти, какие только могли найти, и шли встречать того, кто возвращался из города с базара. Если кто-то на вопрос, везет ли Масленицу, отвечал отрицательно, мог быть бит лаптями.
Воскресенье называли мясным, так как он был последним днем перед сырной неделей, поэтому тесть традиционно звал зятя “барана доедать”. Это значит, что родители молодоженов собирались за столом, чтобы обсудить план предстоящих гуляний.
В понедельник, вопреки устоявшемуся в деревнях порядку, рано не вставали. Считалось, что чем позже подъем, тем лучше будет урожай льна.
Когда вся семья была уже на ногах, каждый ее член приступал к своим обязанностям. Женщины пекли блины, мужчины ставили шатры для представлений и сооружали снежные горки для веселой встречи праздника.
Самая ответственная миссия была у детей: ребята делали Масленицу – куклу из тряпок и соломы. Она была смешной и страшной одновременно и олицетворяла зиму, с которой крестьяне собирались прощаться. Чучело наряжали в женскую одежду, сажали на длинную палку и везли в санях по деревне. Все, независимо от возраста и состояния здоровья, выходили приветствовать Масленицу. Считалось, что если этого не сделать, то долго не проживешь. Дети пели веселые масленичные колядки и получали в награду румяные блины.
Затем процессия направлялась к самому высокому месту в деревне. Чучело устанавливали на возвышенности, чтобы “Масленица видела, откуда придет весна”. Дети катались с ледяных горок, прославляя начало праздника. В этой зимней забаве тоже был скрытый смысл: чьи сани ехали дальше всех, у того к осени ожидался лучший урожай.
Молодую жену сына свекровь с самого утра отправляла к родителям печь блины. А вечером семья мужа приходила пробовать угощение и обсудить совместное празднование сырной недели.
В понедельник во время встречи Масленицы первые блины предлагали нищим, чтобы помянуть усопших. Считалось, что покойные могут управлять погодой, от которой зависел урожай. Поэтому традиция отдавать дань памяти ушедшим родственникам была обязательной.
Первый праздничный день заканчивался веселыми хороводами и шумными песнями. Ведь успех весенних полевых работ, по убеждению славян, зависел от того, как пройдет “Встреча”.
Второй день – начало веселья
Второй день Узкой Масленицы назывался “Заигрыши” и означал начало всех развлекательных мероприятий. Во вторник готовилась специальная одежда, в которой было принято ходить по домам, прославлять Масленицу, веселить хозяев и получать за это традиционный румяный блин.
Костюмы на масленицу делали яркими и смешными, а молодых людей, которые надевали их и шли колядовать, называли ряжеными. В этот день открывались многочисленные балаганы, где выступали скоморохи. Главным персонажем всех представлений был любимый крестьянами Петрушка.
Отведать традиционные масленичные угощения – блины, хлебный квас и медовый сбитень – можно было прямо на улице, недалеко от ледяных горок, где во вторник катались все желающие. В больших городах люди спешили увидеть номера с живыми медведями. Дрессированные животные веселили публику, изображая молодых девушек, занятых сборами на праздник, или их матерей, пекущих блины.
Особой традицией во второй день проводов зимы было сватовство. Поэтому молодежь старалась надеть лучшие костюмы на Масленицу. Семья жениха приглашала потенциальную невесту и ее родителей кататься в санях с горки. В веселой и беззаботной обстановке молодые люди и их родные знакомились ближе. Часто прямо во время “Заигрыша” договаривались о скорой свадьбе, которую традиционно назначали на Красную горку, через неделю после Пасхи.
Катание с горы было обязательным ритуалом. Для молодой семьи это значило крепкий и счастливый брак. Каждый хотя бы раз старался прокатиться на санях, чтобы не обидеть Масленицу. Вечером все друзья и близкие приглашались к ужину, где продолжали пробовать блины с разными начинками и петь застольные песни.
Третий день Масленицы: к теще на блины
В среду все женщины, успевшие выдать дочерей замуж, ждали в гости дорогих зятьев. Для них готовились самые вкусные блины. Искусные мастерицы знали более 100 рецептов этого традиционного лакомства. Чтобы зять не скучал, приглашали всех родных невесты. Но мужчина тоже приходил не один, а брал в гости к теще свою семью. Поэтому 3-й день проводов зимы становился настоящим пиром, где было принято лакомиться вкусными кулинарными шедеврами и вести задушевные разговоры. Не прийти к теще на блины означало навсегда испортить с ней отношения.
Мать супруги должна была наблюдать за тем, как зять принимает ее угощение. По поведению молодого человека за столом мудрая женщина судила о жизни своей дочери с ним. Если мужчина ел спокойно и с удовольствием, то в семье царили уважение и взаимопонимание. Когда зять слишком торопился или, наоборот, очень медленно жевал, задумавшись о чем-то своем, теща могла сделать вывод, что на уме у него что-то недоброе.
В среду, которая не зря называлась “Лакомкой”, угощали друг друга не только блинами. Середина масленичной недели была предназначена для пивоварения. Пить этот хмельной напиток на третий день празднования не возбранялось. Каждый пивовар стремился удивить всех особым вкусом и качеством своего творения.
Еще одной традицией “Лакомки” были так называемые “девичьи съезды”. Вечером молодые девушки собирались вместе и катались в санях, распевая песни и частушки и подшучивая на холостыми парнями, пытаясь тем самым завоевать их внимание.
В среду заканчивалась подготовка к основным мероприятиям проводов зимы. Главные события недели начинались на следующий день.
Широкая Масленица: от “Перелома” к Прощеному воскресенью
В четверг народные гулянья достигали своего апогея. Это день в народе называли “Перелом” или “Разгул”, именно с него начиналась Широкая Масленица. Среди традиционных забав особенно выделялись кулачные бои. К ним готовились очень серьезно, иногда даже обращаясь к колдунам, чтобы гарантировать себе победу. Не менее популярными были такие развлечения, как взятие снежной крепости и различные соревнования в силе и ловкости.
В пятницу проводились “Тещины вечерки”. Мать молодой супруги посещала зятя с ответным визитом. Накануне теща присылала молодым необходимую для приготовления блинов посуду, а тесть – мешок гречневой муки и коровье масло. Дочь пекла блины, а зять должен был оказать радушный прием родственникам супруги.
В субботу в доме молодоженов вновь были гости. Только теперь жена приглашала на ужин семью мужа. Особое внимание уделялось его сестрам. Поэтому 6-й масленичный день назывался “Золовкины посиделки”. Сестер мужа всячески развлекали и богато одаривали. Если золовка была незамужней, к столу приглашали девушек, не успевших вступить в брак. Компанию семейным парам составляли женатые или помолвленные молодые люди и девушки.
Неотъемлемой частью вечера становились песни и шумное веселье. Молодежь с большим азартом отдавалась различным потехам, ведь суббота была предпоследним днем Масленицы. А после окончания праздника наступал самый продолжительный и строгий Великий пост.
В воскресенье, известное как Прощеное, славяне окончательно прощались с зимой, которая должна была уступить дорогу долгожданной весне. В этот день с самого утра православные люди просили друг у друга прощения за вольные и невольные обиды. В ответ было принято говорить, что человека простит Бог, и трижды целоваться в щеки. Именно поэтому воскресный масленичный день известен в народе как “Целовальник”.
Прощеное воскресенье – кульминация масленичной недели. Днем продолжаются всевозможные забавы. Люди гуляют и веселятся на улице до самого вечера. С наступлением сумерек, все собираются на площади или в поле, где установлено чучело Масленицы. В условленное время соломенную куклу поджигают под особые обрядовые песни, призывающие весну.
В старину было принято бросать в огонь остатки пищи и загадывать то, о чем мечталось. Сегодня этот обычай сохранился, только вместо еды в костре сжигают небольшие листочки бумаги с написанными желаниями.
Многие традиции языческого праздника Масленицы дошли до нас не полностью. В настоящее время народные гулянья редко длятся всю неделю. Это связано с утратой многих старых обычаев и тем, что современный ритм жизни россиян очень отличается от уклада предков. Но праздник Масленица с веселыми играми и блинами все равно остается одним из самых любимых в году.