Масленица: языческий праздник или псевдохристианская инсценировка

В настоящее время языческая масленица – праздник, который упорно ассоциируют с православием на фоне почти векового забвения веры. Если о язычестве имеют хотя бы элементарное понятие из школьных учебников, то о восточном христианстве мало что знают. Считается, что культурному и образованному человеку верить во всякие небылицы просто глупо. Но ведь именно крещение Руси стало началом государственности и национальной самоидентичности.

Сущность древнего обычая масленицы

Наши предки в дохристианскую эпоху весело и радостно провожали суровую зиму и встречали долгожданную весну. Празднование приходилось на день весеннего равноденствия, и тогда же отмечали наступление нового года. Это время соответствует современному астрономическому календарю, в пределах чисел 21-23 марта. А поскольку принципу цикличности древние люди придавали огромное значение, то и роль торжества была очень важной.

Можно обнаружить несколько основополагающих критериев, согласно которым формируется понимание смысла празднования масленицы в древности:

  1. Суть его заключалась в обновлении жизни, то есть было сакральное понимание времени. Языческая масленица олицетворяла собой культ плодородия, когда земля готовилась к рождению нового урожая. Славянская цивилизация в те времена зиждилась на крестьянском мировоззрении, ведь подавляющее число народа было земледельцами. Масленичный ритуал являлся языческим богослужением, где в роли творческой силы выступала сама природа и ее стихии.
  2. Важным моментом древнеславянской масленицы была идея продолжения рода. Плодородие матушки земли ассоциировалось с появлением здорового молодого поколения. Языческое сознание четко понимало, что основа жизни – не столько материальные ценности, сколько нравственные и моральные качества общества. Именно они являются гарантией рождения полноценных детей.

Масленица – праздник, сохранившийся с языческих времен, имел составляющую, которая является определяющим моментом в существовании человеческого социума в любой исторический период. Этим фактором стала память о предках. Современный материализм превратил человека в существо без рода и племени. Не так думали наши прародители. Они чувствовали, что после физической смерти люди переступают границу невидимого мира, где продолжают жить, но по другим законам.

На масленицу не просто устраивались гуляния, тогда поминали всех умерших и приносили жертвы, и не только в кулачных боях.

К сожалению, в те жестокие времена на алтарь возводились сами люди. При всей кажущейся положительной мотивации языческой масленицы она своими человеческими жертвоприношениями закрыла доступ к пониманию смысла жизни и смерти. Многие известные цивилизации прекратили свое существование именно по причине насилия над чужой жизнью.

Традиции масленицы

Обычай употреблять в праздник молочные продукты и блины имеет свои корни. Причиной такого внимания к сметане, творогу и маслу является первый отел коров после длинной и холодной зимы. В старые времена эти блюда были действительно настоящим подарком к столу, ведь супермаркетов тогда не существовало. Бедные люди мяса практически не видели, и молоко было сильным подспорьем в качестве источника белков. Торжество называли еще масницей или блинницей.

Другой традицией в период масленицы было проведение помолвок, поэтому ее называли Бабской неделей (характерно для территории современной Белоруссии и Украины). До христианства в это время заключались браки. После крещения Руси обручившиеся молодые люди ждали окончания Великого поста и затем женились. То есть можно провести параллель между культом плодородия, целомудрия, женственностью и материнством.

Не все обычаи были строгими, с сакральным смыслом, приветствовались и веселые забавы. Например, зять приглашал тещу в пятницу к себе в дом и обильно угощал ее, чтобы она больше ела и пила, но молчала. Это был намек на длинный «тещин» язык. В Украине и Белоруссии девушки вели «колодочную» жизнь. Брали колодку, наряжали в человека и привязывали ее к холостым парням и незамужним девушкам. Кто не хотел такой пары, откупались снедью, выпивкой или подарками.

Еда всегда была немаловажным фактором в жизни язычников, о чем говорит происхождение традиционных блинов. По одной версии, это символ солнца, по другой – поминальный хлеб, которым угощали нищих в первый день масленицы, чтобы те помянули предков. Говорили, что первый блин за упокой. Кулачные бои или осада снежного города также стали неотъемлемой традицией масленицы. Они имеют свою историю. Дело в том, что пролитая кровь являла собой жертву богам и умершим духам. В старые времена это было очень опасное мероприятие, хотя целенаправленно убивать никого не собирались, но в пылу схватки такое случалось. С приходом христианства священники на местах по мере сил боролись с таким проявлением агрессии.

Какое отношение к масленице христианского мира?

Согласно православной традиции, праздник масленица отсутствует в церковном календаре как событие. Вместо нее введены понятия Сыропустной недели (воскресенья) и Сырной седмицы (недели).

Смысл в них вкладывается другой, отличный от народной, тем более языческой масленицы. Сыропустная неделя называется еще Прощеным воскресением. Она заканчивает трехнедельный период подготовки к Великому посту, настраивающий своих верных на необходимую духовную ноту.

Понятно, что перемены в душе невозможно осуществить за несколько десятков дней. В это время Церковь, как сообщество всех живущих и усопших христиан, посвящает человека внутреннему вниманию к своим мыслям и делам. Это период покаяния и смирения. Через физическое и духовное ограничение, молитвенное предстояние верующий восходит к созерцанию Божественных откровений. Сырная седмица стала одним из таких видов физического смирения своей плоти. Мясо было не положено к употреблению на протяжении всей недели. Также отменялись все свадьбы. Но радость общения и веселья никто не запрещал. Главное соблюдать умеренность, благопристойность и память, что скоро Великий пост.

Христианский взгляд на материальный мир не приемлет языческие идеи, вложенные в обрядовую сущность масленицы. Православная вера отвергает такие взгляды многобожников, как:

  • цикличность времени (это линейная характеристика, о чем говорит и наука);
  • одушевление материальной природы;
  • сакрализация обычая и идолопоклонство;
  • оргии и кулачные бои.

Особенно отрицательно относится Церковь к проведению человеческого жертвоприношения. Сегодня этот феномен отсутствует, но сама идея еще не умерла.

Православие между тем не отменяет национальный колорит, который присущ масленице. Если она проводится в духе добра, уважения и любви, то ничего плохого в нем нет. Это славянское наследие теперь освящено истинным смыслом и новыми идеями воскресения и вечной жизни. Ведь христианский взгляд – это мировоззрение преображения, которое очищает греховную грязь и указывает на правильный путь. Масленица – языческий праздник, но теперь он стал неделей отдыха и веселья, без всякого сакрального значения. Главное – чтобы обычай объединял людей, а не разделял на конфессии и прочие партии. В это время Церковь советует посетить всех больных и страждущих, чтобы они также смогли ощутить атмосферу праздника.

Видое

Напишите комментарий