Обрядовые песни на Масленицу имеют ритуальный смысл, привязаны к вековому действу. Кроме этого праздника, они не исполнялись ни в какое иное время. Этим так называемый обрядовый фольклор и отличается от других всевозможных песен, сказок, заговоров и т. п., которые можно было исполнять в любой день.
Имеющий обрядовое значение фольклор Масленицы календарно привязан к смене времен года, к сельскохозяйственным работам – их началу или окончанию.
С древних времен
Сырная седмица – праздник древнейший, теперь уже забыто, как именно отмечали и даже называли его наши далекие предки, каковы были тогда на Масленицу обрядовые песни. Известно лишь, что календарно в те давние времена праздник этот был приурочен к весеннему равноденствию, что считалось началом весны и года. Он имел магический, сакральный смысл. Каждое обрядовое действие сопровождала своя песня. Это был культ плодородия и солнца.
В эпоху христианства Масленица на обрядовые песни обеднела. Так, запевки включали в себя слова, не имевшие никакого отношения к празднику. Например, «Вдоль по Питерской». Однако текст и ее настроение так соответствовали духу и традициям Масленицы, что песня стала завсегдатаем масленичного гулянья. Впервые Нестор упомянул праздник в «Повести временных лет», а описания традиций и исполняемых на Масленицу обрядовых песен и вовсе появились к XVI веку.
Масленица, являясь древним языческим праздником, осталась и после крещения Руси. Ее церковное название – Сырная седмица.
Народное же – Масленица – имеет свой смысл. Ведь с начала торжества мясо оказывалось под запретом. Но не молочные продукты. Особенно радовало масло – им щедро поливали блины. А далее шел Великий пост….
Календарно Масленицу празднуют за 56 дней до Пасхи. Дата ее начала колеблется с января (последние дни) по начало марта. Христианство переплавило древний праздник. Он стал в большей степени наивеселейшим игровым народным гулянием, нежели магическим таинством. И тем не менее сохранил свой многогранный символизм.
Остались и календарно-обрядовые песни. Различные традиционные посиделки на Масленицу обрядовых песен породили не много. Были и запевки тещи для зятя, и песня с пляской «На поданный блин». Но обрядовые песни про Масленицу были более многочисленны.
Празднество
Масленицу символизировало соломенное чучело в виде человека в крестьянской одежде (чаще – в женской), за счет чего Сырную неделю еще называли Бабской.
Во время изготовления соломенной куклы Масленицы пелась такая обрядовая песня:
«Дорога наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая,
Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная;
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненьки,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленые!»
В Масленицу обрядовые песни в сущности имели один общий текст, и касался он изобилия: если радость – то огромная, веселье – неуемное, угощение – стол едва ли не ломится от яств, уважение родне – так от всего сердца. Ведь праздник календарно открывал сельскохозяйственный цикл, и чем лучше встречена Масленица – тем богаче будет урожай. Даже качаясь на качелях, делали это от души. Ведь чем выше взлетишь, тем больше и гуще будут всходы в поле или огороде.
Масленица связана с уходом холодной зимы и наступлением долгожданной теплой весны, поэтому праздновалась целую неделю, шумно, радостно.
В эти торжественные дни пелись и грустные масленичные песни. Но каким бы печальным ни был текст, сама песня исполнялась весело. В последний день праздника – Проводы – напевы становились совсем грустными, с горечью. И вновь – песни эти не имели никакого прямого отношения к празднику (например, «У ворот сосна всколыхалася», где упоминается наступление весны, но не в контексте обряда)
Неоднозначно отношение к Масленице. Она бесконечно любима за веселье и вкусную еду, но и порицаема, считается лукавой и веселой обманщицей: уж больно быстро пролетает радостная неделя, уступая место строгому, суровому Великому посту. Оттого обрядовые песни про Масленицу в начале нее и в последний день очень разнились.
Бабская неделя
Встреча. Раздавалась радостная приветственная песня:
«Ай, как мы масленицу дожидали,
Дожидали, люли, дожидали.
Сыром горушки укладали,
Укладали, люли, укладали.
Сверхом маслицем поливали.
Ах ты масленица, будь катлива,
Будь катлива, люли, будь катлива…»
Заигрыши. День этот посвящали катанию с ледяных горок и в нарядных санях. Впрочем, развлечения и блины сопровождали все дни Масленицы. Но Заигрыши – молодежный день, девушки и парни присматривались друг к другу, на поцелуи в этот день смотрели не строго, а напротив, благосклонно:
«Ой, не целуй ты во сенях,
А целуй ты на маслену в санях!»
Долгое время проводились в этот день кулачные бои между молодыми мужчинами.
Лакомки. В этот день непростые отношения тещи и зятя сменялись демонстрацией первой уважения мужу дочери, благосклонностью к нему. Зять приглашался в гости поесть блинов.
Такое примирение сопровождала песня, исполняемая тещей для близкого родственника:
«Что, зять ты зятечек,
Дорогой сын гостечек,
Скажи всю правду,
Что на свете милее:
Али тесть, али теща,
Али жена молодая,
Али матушка родная?»
«Теща милая для привета
Жена молодая – для совета,
А маменька родная
Милей всего свету».
Разгул. Самый разгар веселья. И – главное событие дня – взятие конницей снежного городка, где прячется Масленица. В качестве противников выступала «пехота», отгонявшая коней метлами. После «жаркого боя» крепость разрушалась, а первого ворвавшегося в городок окунали в ледяную прорубь (отголоски крещенских купаний). В санях вновь возят чучело – символ Масленицы. Побежденную, ее «отдают под суд» за зимние холода и торжественно сжигают. Веселящиеся ликуют и водят хороводы. Они очень часты в масленичную неделю – ведь нужно было помочь солнцу двигаться по кругу, ускоряя конец зимы.
Тещины вечерки. На этот раз зять лично приглашает тещу на блины.
Она снабжает его кухонной утварью для их приготовления, а тесть преподносит масло и гречневую крупу. Из уважения к теще зять приглашал как можно больше гостей и уважительно внимал мудрым поучениям матери жены.
Есть и пословица: «Не зять бы был, кабы на Сырной тещу не угостил!».
Золовкины посиделки. Невестки приглашали к себе на угощение родных мужа, и в первую очередь – его сестер, своих золовок. На невестку – «невесть откуда пришедшую» – золовки поглядывали с недоверием и подозрением. И в этот день она задабривала сестер мужа различными подарками.
Проводы. Прощеный день. У православных – Прощеное воскресенье. Знакомые и даже незнакомые люди обнимаются и просят простить, и прощают сами, все обиды и недоразумения.
А к вечеру проводы зимы заканчивались.
Снова в санях образ Масленицы. Везут ее к жаркому костру, где ей и суждено сгореть.
И снова – Масленицы обрядовые песни и хоровод вокруг костра. Но теперь ругают ее, обманщицу:
Масленица-ерзовка,
Обманула нас, плутовка!
Оставила нас
На кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.
Наутро люди пойдут в церковь – замаливать нехитрые «грехи», совершенные в искрометную неделю Масленицы. И останется лишь вспоминать самый веселый праздник.
Масленица – удивительный языческо-христианско-народный праздник, воздающий дань и природе, и хозяйству, и семейным связям. Это праздник радости и самой жизни, во время которого до сих пор исполняются масленичные обрядовые песни.